Библиотека

Нейропедиатрия

Возможности применения Мексидола в нейропедиатрии

Авторы:
Н.Н. ЗАВАДЕНКО, Н.Ю. СУВОРИНОВА, А.Н. ЗАВАДЕНКО

ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, Москва, Россия

Место публикации:
ЖУРНАЛ НЕВРОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ ИМ. С.С. КОРСАКОВА, 2023, Т. 123, № 9, ВЫП. 2

Резюме:
Мексидол (этилметилгидроксипиридина сукцинат) — современный нейрометаболический препарат, который находит все более широкое применение в нейропедиатрии. Рассматриваются результаты исследований последних лет, подтверждающие положительные эффекты фармакотерапии Мексидолом у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), перинатальными поражениями ЦНС (гипоксически-ишемическая энцефалопатия) и их последствиями, неврологическими нарушениями и задержкой нервно-психического развития после оперативных вмешательств при врожденных пороках сердца, нейроинфекциями (менингитами, энцефалитами), посттравматической эпилепсией. С учетом уникального мультимодального действия Мексидола представляется перспективным расширение круга показаний для его применения в нейропедиатрии, основанного на результатах новых клинических исследований, которые будут организованы в соответствии с современными принципами доказательной медицины.

Ключевые слова: Мексидол (этилметилгидроксипиридина сукцинат), дети, лечение, гипоксически-ишемическая энцефалопатия, синдром дефицита внимания и гиперактивности, задержка нервно-психического развития, менингит, энцефалит, посттравматическая эпилепсия.

Результаты многоцентрового двойного слепого рандомизированного плацебо-контролируемого клинического исследования по оценке эффективности и безопасности препарата Мексидол в лечении синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей (МЕГА)

Авторы:
Н.Н. ЗАВАДЕНКО1, Н.Ю. СУВОРИНОВА1, Т.Т. БАТЫШЕВА2, О.В. БЫКОВА2, А.Н. ПЛАТОНОВА2, Д.Д. ГАЙНЕТДИНОВА3, Е.В. ЛЕВИТИНА4, В.В. МАШИН5, И.Н. ВАКУЛА6, Н.Е. МАКСИМОВА7

1ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, Москва, Россия;
2ГБУЗ «Научно-практический Центр детской психоневрологии Департамента здравоохранения г. Москвы», Москва, Россия;
3ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России, Казань, Россия;
4ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» Минздрава России, Тюмень, Россия;
5ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет», Ульяновск, Россия;
6ООО «Центр профессиональной терапии», Краснодар, Россия;

7ФГБОУ ВО «Тверской государственный медицинский университет», Тверь, Россия

 

Место публикации:
ЖУРНАЛ НЕВРОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ ИМ. С.С. КОРСАКОВА, 2022, Т.122, №4

Резюме:
Цель исследования. Оценить эффективность и безопасность двух режимов дозирования препарата Мексидол таблетки, покрытые пленочной оболочкой, 125 мг (ООО «НПК «ФАРМАСОФТ», Россия), по сравнению с плацебо, у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) в возрасте от 6 до 12 лет.

Материал и методы. Исследование проводил и в 14 клинических центрах Российской Федерации как многоцентровое рандомизированное двойное слепое плацебо-контролируемое в 3 параллельных группах. В исследовании участвовали 333 ребенка в возрасте от 6 до 12 лет с подтвержденным диагнозом СДВГ, установленным в соответствии с критериями МКБ-10 и DSM-5. После скрининга (до 14 дней) пациенты были рандомизированы в 3 группы в соотношении 1:1:1: Мексидол 125 мг 2 раза в день, Мексидол 125 мг 1 раз в день+плацебо и плацебо. Продолжительность лечения во всех группах составила 42 дня. Исследование завершили 332 ребенка. Динамика состояния оценивалась по шкалам оценки СДВГ и сопутствующих расстройств.

Результаты. Получены статистически значимые изменения суммы общего балла по субшкалам «невнимательность», «гиперактивность импульсивность» шкалы оценки СДВГ через 6 нед терапии во всех трех группах исследования (p<0,05). При этом между группами Мексидол 125 мг 1 раз в день+плацебо и плацебо, а также между группами Мексидол 125 мг 2 раза в день и плацебо наблюдались выраженные статистически значимые различия (для популяции PP: p=0,000308 и p=0,000024 соответственно; для популяции FAS: p=0,000198 и p=0,000024 соответственно), что свидетельствует о превосходстве терапии Мексидолом над плацебо. По большинству вторичных критериев эффективности (среднего изменения в баллах по субшкале «невнимательность» шкалы SNAP-IV, среднего изменения в баллах по субшкале «гиперактивность импульсивность» шкалы SNAP-IV, среднего изменения в баллах по индексу Коннерса шкалы SNAP-IV, среднего изменения значения по шкале ADHD Rating Scale IV, оценки по шкале общего клинического впечатления степени тяжести СДВГ, оценки по шкале общего клинического впечатления – улучшение) также были получены статистически значимые отличия (p<0,05) при сравнении терапии Мексидолом с плацебо. Результаты статистического анализа частоты возникновения нежелательных явлений, показателей лабораторных анализов, физикального обследования демонстрируют отсутствие значимых различий между сравниваемыми группами по основным показателям безопасности.

Заключение. Схема лечения препаратом Мексидол таблетки, покрытые пленочной оболочкой, 125 мг 2 раза в день, показала преимущество перед схемой Мексидол таблетки, покрытые пленочной оболочкой, 125 мг 1 раз в день+плацебо. Был получен сопоставимый характер профилей безопасности исследуемых режимов дозирования препарата Мексидол и плацебо.

Ключевые слова: синдром дефицита внимания с гиперактивностью, невнимательность, гиперактивность, импульсивность, дети, фармакотерапия, этилметилгидроксипиридина сукцинат, Мексидол.

Опыт применения препарата Мексидол® у детей и подростков с психическими расстройствами

Авторы:
Ю.Ш. ВАСЯНИНА

Место публикации:
ПСИХИАТРИЯ И НАРКОЛОГИЯ, 2012

Резюме:
Анализируя показатели болезненности и заболеваемости детей и подростков Краснодарского края, в классе психических расстройств мы наблюдаем стабильно высокие показатели среди детского населения и неуклонный рост у подростков. Так, на 1 января 2010 г. наблюдается и лечится у психиатров каждый 33 ребенок и каждый 20 подросток. В нозологической структуре психических расстройств у детей и подростков края преобладают психические расстройства непсихотического характера (69,65%), на 2-м месте умственная отсталость (29,0%), психозы составляют 1,35%. В условиях амбулаторного приема детского психиатра наиболее часто встречаются когнитивные и психосоматические нарушения, а также расстройства тревожно-фобического спектра на резидуально-органическом фоне, что согласуется с данными, обобщенными Л.О. Бадалян, Н.Н. Заваденко, Т.Ю. Успенской. Применяемые нами у детей и подростков терапевтические стратегии объединяют психотерапию и фармакотерапию. Центральным звеном лечебного воздействия являются психокоррекция и психотерапия. Фармакотерапия в детско-подростковом возрасте сопряжена с рядом трудностей: родителей сложно бывает убедить обратиться к психиатру и начать длительное медикаментозное лечение.

Применение препарата Мексидол® в детской неврологической практике

Авторы:
Г.Р. ХАМИТОВА

Место публикации:
НЕВРОЛОГИЯ, 2012

Резюме:
Проблема здоровья подрастающего поколения относится к числу наиболее актуальных как в медико-биологическом, так и в социальном плане, и приобретает особую значимость в современных условиях. Эффективные профилактика и лечение неврологических заболеваний у детей — важные задачи. Детская неврологическая заболеваемость в Республике Башкортостан занимает одно из ведущих мест не только по частоте, но и по тяжести клинических проявлений. Каждый 8-й ребенок из 1000 рождается с неврологическим неблагополучием и из них каждый 10-й ребенок впоследствии имеет ограничение жизнедеятельности. По данным Организации Объединенных Наций, из 120 млн детей-инвалидов на долю неврологии приходится 30%. В повседневной клинической практике часто встречаются декомпенсации последствий поражений нервной системы у детей, таких как перинатальные энцефалопатии, последствия нейроинфекций, ЧМТ и др. Не исключено, что энцефалопатии, перенесенные в детском возрасте, создают основу для формирования ряда заболеваний у взрослого. При оценке исходов повреждений головного мозга риск психоневрологических расстройств с затруднением обучаемости, эмоционально-волевыми, психоречевыми нарушениями оказался чрезвычайно высоким и составляет 13-47%, поэтому следует обратить внимание на проведение адекватного систематического лечения, ранних реабилитационных мероприятий с первых месяцев жизни ребенка. Важно учитывать, что у детей высокие адаптационные возможности организма по восстановлению нарушенных функций выражены в значительно большей степени, чем у взрослых, и позволяют исключить или миниминизировать тяжесть инвалидизации.

Применение Мексидола при коррекции синдрома вегетативных дизрегуляций как последствий перинатальных поражений ЦНС

Авторы:
М.А. ОКУНЕВА

Место публикации:
БЮЛЛЕТЕНЬ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ БИОЛОГИИ И МЕДИЦИНЫ, 2012, ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Резюме:
Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о необходимости использования мексидола при коррекции различных вариантов вегетативных дизрегуляций. Выявленные характеристики не противоречат данным литературы. Благодаря своему механизму действия (антиоксидантному, мембранопротекторному) и широкому спектру фармакологических эффектов (церебропротективный, противогипоксический, транквилизирующий, антистрессорный, ноотропный, вегетотропный, противосудорожный; улучшение и стабилизация мозгового метаболизма и кровоснабжения головного мозга; коррекция расстройств в регуляторной и микроциркулярной системах; улучшение реологических свойств крови, подавление агрегации тромбоцитов; активация иммунной системы), мексидол оказывает влияние на основные звенья патогенеза различных заболеваний, связанных с процессами свободнорадикального окисления, в том числе при вегетативных нарушениях. Кроме того, учитывая способность мексидола потенцировать действие других центрально действующих веществ, оптимально его использование в комплексном подходе к терапии синдрома вегетативной дизрегуляции.

Ключевые слова: молодой возраст, вегетативные нарушения, вегетологическое исследование, мексидол.

Течение школьной адаптации у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью на фоне применения Мексидола

Авторы:
И.С. ПОТАПОВА, Н.В. ХРОМИНА, М.В. ПРОТОПОПОВА

Место публикации:
БЮЛЛЕТЕНЬ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ БИОЛОГИИ И МЕДИЦИНЫ, 2006, ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Резюме:
Исследование посвящено оценке эффективности Мексидола в коррекции школьной адаптации детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Школьная адаптация оценивалась по разработанной методике (до и после лечения Мексидолом). 20 пациентов получили комплексное лечение с применением Мексидола (экспериментальная группа) и 23 пациента — без Мексидола (контрольная группа). Улучшение школьной адаптации отмечено у 74% пациентов экспериментальной группы и у 12% пациентов контрольной группы.

Ключевые слова: синдром дефицита внимания с гиперактивностью, психологическая коррекция, адаптация, мексидол.

ИНФОРМАЦИЯ ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ. ДАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ НЕ МОЖЕТ СЛУЖИТЬ ЗАМЕНОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ ВРАЧА.

Источник фото и изображений shutterstock.com